Организаторы: 
 




 
 
 

 
 

 

Prav Moscow

 
 
 

     
Оператор:
 
 
NV-logo

Следите за нами:
fb

 

 

Дни Арктики и Антарктики в Москве

Международный арктический форум

 

25–27 ноября, 3 декабря 2020 года





В Архангельске открыли верфь для строительства деревянных судов и заложили киль поморской шхуны. Ее построят по традиционным технологиям для экспедиционных походов в Арктику и другие районы Мирового океана.

Как отметил руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба, деревянные суда таких размеров - длиной 20 метров - в России не строят с 1950-х годов. Заложенная шхуна - настоящая поморская классика: еще на рубеже XIX-XX веков на таких судах ловили рыбу и промышляли морского зверя в Белом и Баренцевом морях, они использовались в торговых и транспортных целях.

- Сегодня деревянная моторно-парусная шхуна может найти новое применение как туристическое, экспедиционное или научно-исследовательское судно. Мы пытаемся не просто сохранять традиции северного судостроения, но и развивать их. Наше судно строится не как реплика традиционной поморской шхуны. Используются новые технологии, оно будет оснащено современным мотором и системой навигации. Благодаря своим мореходным качествам такие шхуны могут успешно работать там, где сложнее всего, - в водах Арктики и Антарктики, - рассказывает Евгений Шкаруба.

Основу шхуны - 17-метровый киль, или матицу, если говорить по-поморски, - сделали из лиственницы, заготовленной еще зимой. Сама верфь, расположенная в ангаре университетского городка, тоже появилась не сразу: работы на ней идут уже год. Это будет не просто место строительства судов - на верфи создано культурно-выставочное пространство "Открытая палуба", получившее президентский грант. Оно позволит познакомиться с ходом строительства шхуны и прикоснуться к морской культуре: на площадке будут проходить тематические выставки, лектории и творческие встречи.

- Наш проект не только судостроительный, но и культурно-образовательный, - подчеркивает его руководитель. - Деревянное судостроение - это искусство, и мы решили выделить для него особую территорию. Весь мир знает о северном деревянном зодчестве, оно хорошо изучено и описано. Но традициям нашего народного судостроения, к сожалению, уделялось мало внимания.

Первой выставкой на "Открытой палубе" стали фотографии старинных и современных поморских лодок, присланные на конкурс "Наследие деревянного судостроения Поморья". Весной этого года авторы проекта обратились к жителям региона с призывом сделать снимки и описания карбасов, зырянок, мезенок и других традиционных лодочек, которые еще можно встретить в прибрежных деревнях и селах. Более 30 человек прислали свыше ста снимков, лучшие из которых представлены на выставке. Все материалы народного фотоисследования собраны на сайте "Заветный флот".


В создании "Открытой палубы" участвовали волонтеры, члены клуба "Морские практики" и студенты университета. По словам их наставника - реставратора и архитектора Александра Антонова, за основу взяли образ портовых построек.

- Когда мы стали думать, чем заполнить каркас, появилась идея использовать элементы фасадов старых деревянных домов Архангельска. Надо отметить, что все конструкции сделаны в традициях северного зодчества - без гвоздей, они держатся на соединениях. Волонтеры получили хороший опыт столярной и плотницкой работы, - считает Александр Антонов.

Кстати, сама шхуна тоже будет строиться "всем миром" - к примеру, студенты инженерных специальностей смогут проходить на верфи практику.

Проекты, связанные с деревянным судостроением, получили несколько грантов. Они реализуются при поддержке правительства области, Северного Арктического федерального университета, нацпарка "Кенозерский" и других партнеров.

Открытие верфи вошло в программу международного проекта "Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения". Он появился по инициативе Северного морского музея и победил в благотворительном конкурсе "Музей 4.0". На новой верфи авторы проекта открыли выставку старинных плотницких и судостроительных инструментов под названием "Не только топором".